Мониторинг мер, принятых в Республике Беларусь вследствие коронавируса
(информация обновляется ежедневно, сохраните в закладках что бы не пропустить важные нововведения)
Главное о требованиях ISO 9001 - «Стандарт качества»

Главное о требованиях ISO 9001

02.11.2018
1738

Содержание:
  1. Версия стандарта 2015 года и новые подходы в СМК.
  2. Основные требования ISO 9001.
  3. Роль руководства.
  4. Лояльность потребителей.
  5. Документация и записи.
  6. «Стандарт качества» — помощник для вашего предприятия.

Все современные СМК по требованиям ISO 9001 должны соответствовать последней версии стандарта от 2015 года. Если сертификат был получен раньше, то систему нужно пересмотреть и оформить по новым правилам. Одно из главных изменений коснулось подходов в СМК, например, введен риск-ориентированный менеджмент в качестве замены и расширенной версии предупреждающих действий. Второй подход — процессный, который предполагает взаимосвязь процессов, их идентификацию и критерии результативности. Однако в системе менеджмента качества придется внедрить и другие элементы.

Важно: В Национальной системе Российской Федерации все сертификаты по ГОСТ Р ISO 9001:2011 действовали только до 15.09.2018. Сегодня нужно обращаться к версии ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

требования ISO 9001

Основные требования ISO 9001

Требования к СМК изложены в самом стандарте, и они довольно обширны. Их главная задача — сделать систему управления качеством функциональной, что положительным образом скажется на характеристиках продукции и повышении лояльности потребителей. Можно выделить основные направленности требований:

  • учет специфики предприятия (организации);
  • лидерство в СМК и распределение ролей с обязанностями;
  • планирование и риск-ориентированный подход;
  • обеспечение процессов персоналом, ресурсами и оборудованием;
  • создание, планирование, анализ процессов, контроль их результатов;
  • мониторинг и проведение аудитов СМК;
  • постоянное улучшение СМК.

Каждый из этих пунктов раскрывается дополнительными требованиями и разъяснениями, поэтому особо важные стоит рассмотреть отдельно. Например, выделить документацию как часть процессов и ресурс для их функционирования. Или как учитывается контекст предприятия в последней версии стандарта? Чтобы соблюсти это требование, необходимо собрать факторы, влияющие на СМК и непосредственно на качество продукции, задокументировать их и использовать при изменении или построении системы.

Роль руководства

В части руководителей предприятия по ISO 9001 к системе менеджмента качества требования также изменились. Теперь уклон идет в сторону лидерства, что позволяет обеспечить заинтересованность не только менеджеров высшего звена, но и ответственный персонал. В этой части требований необходимо уделить внимание Политике по качеству, разработать ее или дополнить, если она не способствует развитию СМК и достижению целей.

Также немаловажна сосредоточенность на потребителях, а лидеры должны не только знать их мнение, возможности, но и доносить их до персонала. Работников необходимо мотивировать с помощью различных способов — выбор варианта обычно зависит от корпоративной культуры. Среди подчиненных выделяют ответственных лиц, которые будут «вести» определенные процессы в СМК.

Лояльность потребителей

Потребители — широкий круг лиц, причастных к СМК. Они могут быть внешними (пример — покупатели) или внутренними (пример — персонал). И их потребности нужно изучать с помощью мониторинга мнений, отзывов, рекламаций. Дополнительным бонусом будет предугадывание их желаний и возможностей. Ведь тогда проще ориентироваться в развитии и направленности СМК.

требования ISO 9001

Документация и записи

Документация зачастую считается едва ли не главным атрибутом СМК, но это в корне неправильно. Система может функционировать вообще без каких-либо фиксаций на бумаге, если ее не сертифицировать. Однако для упрощенного управления, повышения надежности СМК документацию ведут по следующим правилам:

  1. Идентификация каждого документа — должна быть возможность проследить откуда конкретная инструкция, кто ее создал и действительна ли она.
  2. Только актуальные документы — старые исключают из пользования, в чем поможет идентификация.
  3. Умеренный объем документооборота — излишняя бюрократия только навредит СМК, поэтому документы создаются только при необходимости.
  4. Записи в удобном виде — можно оформлять их на бумаге или делать видео-, аудиозаписи.

Если по ISO 9001 система менеджмента качества требованиям соответствует, то в ней должны быть Политика и Цели, а Руководство по качеству больше оформлять не нужно. Вид, формат документов и записей определяют заранее и утверждают.

«Стандарт качества» — помощник для вашего предприятия

Группа компаний «Стандарт качества» предлагает воспользоваться квалифицированной помощью для построения вашей СМК или изменения уже существующей по новому формату. Мы сделаем работу максимально быстро, чтобы сохранить ваше время и ресурсы. В своей деятельности не пользуемся услугами посредников, поэтому не допускаем ошибок и задержек. Работаем в международной и национальных системах различных стран по стандартам серии ИСО 9000. Связаться с нами по вопросам СМК можно по телефону +375 29 630 52 83.

требования ISO 9001

Вверх