Стандарт ИСО 9001 относится к серии ИСО 9000, разработанной в 90-х годах прошлого века как одна из наиболее значимых инициатив, направленных на повышение качества продукции. Разработкой этих стандартов занимается крупнейшая и авторитетная организация по унификации бизнес-процессов и производственных технологий ИСО (ISO). Наиболее известен в сертификационной практике стандарт ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования».
Предпосылки возникновения ISO 9001
Тотальный менеджмент качества можно рассматривать как непрекращающееся стремление к анализу фактов и ситуаций, выявлению и устранению слабых сторон и бережное отношение к экологии.
Важность качества процессов управления была осознана в 60-е годы в США, когда необходимость свести к минимуму потери из-за некачественного управления обусловила проведение научных исследований. Э. Деминг, Дж. Джурана и ученые из Японии Исикава и Тагучи положили начало системному исследованию проблемы обеспечения качества в менеджменте. В США весомый вклад в данную проблему внесли Ф. Кросби и А. Фейгенбаум. Проблема качества как предпринимательская задача была впервые изложена в книге А. Фейгенбаума «Total Quality Control».
На базе данной работы и в результате дальнейших научных разработок возник термин Total quality management – TQM, или тотальное управление качеством.
В современном понимании TQM означает философию управления организацией. Это комплекс теоретических положений, практических методов и приемов экономического анализа процессов для выполнения единой цели — непрерывного повышения качества.
Философские принципы TQM, несколько модифицированные, стали базой концепции сертификации по ISO 9000.
Коротко эти принципы можно описать как:
- нацеленность на потребителя, определяющего, привели ли затраченные на производство усилия к требуемому качеству;
- постоянная совместная работа персонала организации по достижению целей, его доверие к изменениям и наличие возможностей эти полномочия осуществлять;
- процессный подход к любой деятельности в организации, постоянный контроль за исполнением процесса;
- интегрирование отдельных процессов в единую систему для достижения выбранной стратегии;
- наличие стратегического и системного подхода;
- непрерывная диверсификация путей улучшения — использование сочетания творческих и аналитических методов для этой цели;
- постоянный сбор фактов о результатах работы и принятие решений о менеджменте на их основе;
- создание необходимого уровня коммуникаций для поддержания и мотивации персонала.
Основы стандартизации по ИСО 9001
Стандарты ISO 9001 регулярно пересматриваются и актуализируются, но концептуальные положения их не меняются: это стандартные требования к управлению организацией.
Отличиями ISO 9001:2015 от прежних версий являются:
- дальнейшая разработка процессного подхода, сводящая к минимуму ошибки в работе;
- увеличение роли результативности — основного критерия деятельности компании;
- обязательное выполнение некоторых элементов стандарта для оборонной промышленности, авиастроения, пищевой промышленности;
- ключевым изменением в ISO 9001:2015 является обеспечение подхода к управлению по оценке рисков и управлению рисками.
Преимущества
Ежегодно около 400–500 тысяч предприятий и компаний всего мира подтверждают соответствие стандартам ISO 9000.
Преимущества при правильном применении:
- возможность получения сертификата на срок до 5 лет — так как доказано, что стабильное производство может выпускать продукцию гарантированно высокого качества;
- усиление доверия партнеров и потребителей;
- приоритет при заключении крупных договоров и тендерных закупок;
- возможность использования ISO 9001 для маркирования своей продукции;
- получение выгод от эффективного процессного управления;
- исключение возможности ошибок благодаря документированию действий сотрудников;
- усиление мотивации путем четкой формулировки целей и задач.
Мифы о сертификации ISO 9001
Сертификация ISO 9001 часто окружена мифами, которые могут отпугнуть компании от ее прохождения. Один из распространенных мифов — это убеждение, что сертификация слишком дорогостоящая и сложная для малого бизнеса. Однако на практике стандарты ISO 9001 адаптируемы и могут быть внедрены в компании любого размера с учетом их специфики и масштабов деятельности.
Практика получения сертификата ИСО 9001
Сертификация ИСО 9001 проводится на добровольной основе. Фирма, обладающая международным сертификатом ISO 9001, демонстрирует надежность и состоятельность своего бизнеса.
Сертификат ISO 9001 может быть оформлен и по национальным правилам.
Малому и среднему бизнесу, как правило, достаточно сертификации по национальным стандартам.
Сертификат ISO 9001 становится существенным конкурентным преимуществом и помогает получить ощутимый результат. Он стал хорошей архитектурой для системы менеджмента качества и успешно работает в различных отраслях промышленности: на производстве, в сервисе, в транснациональных корпорациях, в некоммерческих организациях и государственных структурах. В будущем ИСО 9001 ждет дальнейшее развитие.