Мониторинг мер, принятых в Республике Беларусь вследствие коронавируса
(информация обновляется ежедневно, сохраните в закладках что бы не пропустить важные нововведения)
Аттестация работников: этапы, виды и методы проведения аттестации

Аттестация работников: этапы, виды и методы проведения аттестации

22.02.2021
17776
  1. Что такое аттестация и для чего нужна
  2. Виды проведения аттестации
  3. Этапы проведения аттестации
  4. Кто подлежит обязательной проверке
  5. Распространенные ошибки при проведении аттестации
  6. Когда сотрудник может оспорить результаты аттестации

Многие предприятия с целью повышения эффективности бизнес-процессов время от времени проводят аттестацию сотрудников. Основная задача аттестации – определение производственного потенциала коллектива и тестирование членов команды на предмет соответствия занимаемой должности. В данной статье рассказывается о процедуре аттестации, ее этапах и способах тестирования работников.

Что такое аттестация и для чего нужна

Аттестация – это плановая или внезапная проверка деловых качеств персонала, итогов работы коллектива в целом и каждого работника в отдельности. По итогам проведения проверки может быть даже принято решение об увольнении несоответствующих своей должности сотрудников.

job-interview-4010991_1920.jpg

Основные задачи аттестации:

  • определение соответствия сотрудников производственной культуре предприятия;

  • выявление недобросовестных и неправильно замотивированных сотрудников;

  • ·повышение трудовой дисциплины в коллективе;

  • ·анализ полученной информации и определение дальнейших векторов кадрового развития предприятия.

Аттестация сотрудников в РФ не является обязательной. На сегодняшний день только служащие силовых ведомств попадают под обязательную проверку. Также она касается людей, работающих в условиях повышенной опасности или возможного вреда здоровью.

245.png

Важно: Согласно действующему законодательству инициатива созыва аттестационной комиссии может принадлежать как руководству компании, так и подчиненным сотрудникам.

Результатом работы комиссии могут быть следующие организационные выводы:

  • пересмотр системы оплаты труда;

  • формирование кадрового резерва;

  • правильная оценка эффективности компании;

  • постановка целей и задач по увеличению производительности компании.

Также по итогам проверки могут быть организованы курсы повышения квалификации или переподготовки бездействующего персонала.

Виды проведения аттестации

В большинстве организаций право назначать и проводить аттестационные мероприятия для некоторых категорий сотрудников или всего трудового коллектива принадлежит руководителю. Оценка трудовой деятельности работников направлена на оптимизацию всего бизнеса в целом, поэтому классифицируется по четырем основным видам:

  1. Первичная аттестация. Если на предприятии для новых сотрудников предусмотрено обучение, то после прохождения курсов соискатели вакансии сдают экзамены, подтверждающие их профпригодность.

  2. После испытательного срока. Трудовая деятельность работника еще раз подвергается оценке, так как после окончания стажировки предусматривается увеличение оплаты труда и официальное вступление в должность.

  3. Периодическая аттестация. Проводится на усмотрение работодателя с целью подтверждения квалификации или присвоения нового разряда. Периодичность проведения устанавливается руководством.

  4. Внеплановая. Назначается отдельно взятому сотруднику или структурному подразделению в случае грубых нарушений производственных процессов или трудовой дисциплины.

attestatsiya-sotrudnikov.jpg

Практика показывает, что при формировании аттестационной комиссии, обязательно в нее нужно включать председателя профсоюза организации. Известны случаи, когда по результатам проверки увольняли работника, но суд такое решение признавал неправомочным, как раз по причине отсутствия представителя профсоюзной организации. Его присутствие, напротив, подтвердит, что все права сотрудников соблюдались. Подпись на документах станет весомым доказательством.

Этапы проведения аттестации

Независимо от цели назначения аттестации, процедура должна проходить в несколько обязательных этапов:

  1. Перед началом аттестационных мероприятий руководитель подразделения издает соответствующий приказ. Этот документ определяет сроки проведения мероприятия, состав комиссии и список сотрудников, которым предстоит проверка на профпригодность.

  2. Разрабатывается график проведения экзаменационных мероприятий и доводится каждому участнику под роспись.

  3. Непосредственная проверка знаний у работников, в письменной или устной форме. Также может быть использована интерактивная система тестирования, формирующая непредвзятое и объективное заключение об уровне профессиональной пригодности сотрудника к работе.

  4. Составляется общий протокол с результатами аттестации всех сотрудников. Протокол направляется руководителю компании.

Кто подлежит обязательной проверке

Обязательная аттестация для сотрудников законодательно предусмотрена для людей, занимающихся опасными видами деятельности и служащих государственных подразделений. Под эту категорию попадают следующие наемные специалисты:

  • работники МЧС, МВД, пожарные, летчики;

  • руководящий состав ФГУП;

  • преподавательский состав образовательных учреждений;

  • научные кадры;

  • сотрудники транспортной безопасности;

  • работники железной дороги;

  • специалисты промышленной безопасности.

sotr.jpeg

Кроме того, необходимость регулярной проверки эффективности труда существует на тех предприятиях, где аттестация предусмотрена нормами и стандартами отрасли.

Распространенные ошибки при проведении аттестации

Многие сотрудники и даже представители руководства воспринимают аттестацию как простую формальность. По этой причине допускаются ошибки, которые могут привести к самым непредсказуемым последствиям.

  • Неверное отношение к процедуре. Когда аттестацию вводят только для того, чтобы избавиться от неугодных сотрудников, все положительные моменты теряются.

  • Отсутствие объяснений. Коллектив нужно готовить к проведению аттестации, объяснять цели и задачи, для чего это нужно. В противном случае работники будут воспринимать процедуру негативно, обстановка в коллективе станет нервной, что не улучшает качество работы.

  • Сравнение работников между собой. Цель аттестации – определить насколько качественно сотрудник выполняет свою работу, соответствует ли он должности. Сравнивая качество работы, а уж тем более, личные качества разных людей добиться положительных результатов сложно.

  • Черно-белый подход. Нужны четкие критерии оценки деятельности сотрудника. Здесь нельзя ограничиться двумя видами: «хорошо» или «плохо». Иначе все работники будут разделены на «хороших» и «плохих», что никогда не соответствует действительности. Нужны критерии, которые позволят определить, где именно «не дотягивает» сотрудник, какие знания или умения ему нужно улучшить.

  • Разные критерии оценки для сотрудников на аналогичных должностях. Аттестация должна быть максимально объективной. Поэтому оценивать эффективность работы нужно по одним и тем же критериям.

Когда сотрудник может оспорить результаты аттестации

Существуют ситуации, которые могут привести к разбирательствам и возможному пересмотру итогов:

  • Сроки проведения аттестации нарушены.

  • Сотрудников не уведомляли о подобной проверке.

  • Работник не ознакомлен с результатами, нет письменных выводов комиссии.

  • Порядок проведения нарушен.

  • В комиссии не было профильных специалистов, способных объективно оценить знания.

Для работника, успешно сдавшего экзамены, может быть предусмотрено продвижение по службе, разовая премия, увеличение регулярных выплат, перевод на вышестоящую должность. Для компании аттестация сотрудников может означать увеличение доходности предприятия за счет оптимизации бизнес-процессов.

Проведение аттестации лучше всего доверить юридической организации, профессионально оказывающей данные услуги.

Вверх