О том, что такое Халяль мы уже рассказывали. Подробно разбирали, зачем и как необходимо его внедрять и каким образом можно получить необходимый сертификат для производства, а также преимущества, которые он даёт. Эта статья призвана поставить окончательную точку в этой теме. Речь пойдёт о техническом регулировании и стандартизации. В чем отличия стандартов в зависимости от региона.
Еще раз. Что такое Халяль.
Халяль, возникший из арабского слова, означает «допустимый» или «законный» в соответствии с исламским правом Шариат. Термин Халяль распространяется на любой процесс или материал, который разрешен для использования или участия, согласно исламскому Шариату. В том числе данный термин распространяется на пищу и процессы ее производства.
О рынках.
В настоящее время Ближний Восток и Азия рассматриваются как центр для сегмента продуктов Халяль. Данная практика существует в Малайзии около 30 лет, а в последнее время сильный рост по направлению Халяль был зарегистрирован в Европе и Соединенных Штатах.
Этот рынок представляет собой реальную возможность удовлетворить потребности мусульман, проживающих в не исламских странах, особенно учитывая постоянный высокий спрос со стороны этой группы заинтересованных сторон на Халяль продукты и услуги.
Споры и противоречия.
В мировой практике Халяль по-прежнему считается одной из самых противоречивых тем сегодняшнего дня, особенно с существованием многих продуктов и услуг, которые утверждают, что сертифицированы как «Халяль» на азиатских и европейских рынках.
Одной из причин данных противоречий является многообразие школ шариатского права.
Несмотря на то, что основа исламского законодательства — Коран, между школами шариатского права (мазхабами) существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Эти разногласия в основном исходят из второго по важности источника исламского права — хадисов пророка Мухаммада.
Так как мазхаб является мнением одного или группы учёных-богословов, до них могли не дойти некоторые учения из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вывести отличное от их решение, либо рассматриваются в качестве недостоверных. Однако следует отметить то, что в основе исламских знаний между мазхабами нет никаких разногласий.
Противоречия относительно подлинности сертификации того или иного продукта Халяль связано в первую очередь с тем, что отсутствует общий свод требований к продукции Халяль утвержденный на международном уровне. Поэтому крупные мусульманские объединения на региональном или национальном уровне разработали стандарты в области производства продукции и оказания услуг в соответствии с требованиями Халяль.
Также этими странами были приняты стандарты, связанные с процедурами аккредитации органов по сертификации и самой процедурой сертификации.
Вот некоторые из них:
- Принятые SMIIC (Институтом стандартов и метрологии исламских стран) (региональный уровень):
OIC / SMIIC 1: 2011 Общие руководящие принципы по пище Халяль.
OIC / SMIIC 2: 2011 Руководство для органов, предоставляющих сертификацию Халяль.
OIC / SMIIC 3: 2011 Руководство для аккредитационного органа Халяль по аккредитации органов по сертификации Халяль.
- Действующий в области Евразийского союза (РФ, РБ, Казахстан, Киргизская республика) (региональный уровень):
ЕС Халяль-01:2012 Общие требования к производству, изготовлению, обработке, хранению, транспортировке и реализации продукции «ХАЛЯЛЬ»
- Действующие в области персидского залива (региональный уровень):
GSO 2055 -1: 2009 Пищевые продукты Халяль - Часть первая: Общие требования.
GSO 2055 -2: 2015 Продукты Халяль. Часть вторая. Общие требования к сертификации Халяль.
GSO 2055 -3: 2015 Продукты Халяль - Часть третья: Общие требования к аккредитации Халяль, органы, аккредитующие органы по сертификации Халяль.
Международные стандарты.
- Национальные стандарты ОАЭ:
UAE.S 2055 -1: 2015 Продукты Халяль - Часть первая: Общие требования к пище Халяль.
UAE.S 2055 -2: 2014 Продукты Халяль - Часть вторая: Общие требования к сертификации Халяль.
UAE.S 2055 -3: 2014 Продукты Халяль - Часть третья: Общие требования к Халяль. Органы по аккредитации, аккредитующие органы по сертификации Халяль
- Национальные стандарты Малайзии:
MS 2393: 2013 Принципы Ислама и Халяль. Определение и интерпретация терминологии.
MS 1500: 2009 Производство продуктов питания Халяль. Подготовка, обращение и хранение–Общие методические рекомендации;
MS 1900: 2005 Системы управления качеством. Требования от исламской перспективы.
- Национальные стандарты Индонезии:
HAS 23201: 2012 Требования, предъявляемые к пищевым ресурсам при производстве продукции Халяль.
HAS 23103: 2012 Руководство по критериям. Системы Сертификации Халяль на бойнях.
HAS 23000:1:2012 Требования сертификации Халяль. Критерии Системы Сертификации Халяль.
HAS 23000:2 Требования Халяльной сертификации: направление действий и технологический процесс.
Конечно, над созданием международных стандартов относительно продукции и услуг Халяль уже ведутся работы. Технический комитет Халяль Международной Организации по Стандартизации (ISO) разработает международные стандарты для продуктов и услуг Халяль, включая требования к компетенции персонала и к системе управления для организаций.
Стандарт будет определять, и включать передовые методы, политику, процессы и руководящие принципы для разработки стандартов Халяль или других технических спецификаций, требований.
Требования по сертификации и аккредитации будут включены в стандарты, по оценки соответствия, разработанные в Совместной Рабочей Группе (JWG) под руководством CASCO с использованием инструментария CASCO.
Кроме того, разработанные стандарты будут способствовать взаимному признанию и принятию национальных и региональных стандартов.
Что происходит сейчас.
В настоящее время пока требования к продукции и услугам Халяль не установлены на едином международном уровне производители продукции могут выбирать любой из вышеперечисленных стандартов для внедрения. Но необходимо понимать, что в связи с многообразием школ шариатского права-требования, изложенные в данных стандартах, могут разниться.
Одним из примеров такого различия могут быть требования относительно такого запретного в Исламе, как свинина.
В Малазийском стандарте MS 1500:2009 и стандарте Евразийского союза Халяль-01:2012 прописано следующее:
- «Помещения для производства продукции Халяль должны быть эффективно отделены и изолированы от свиноферм и их перерабатывающих действий, чтобы предотвратить перекрестное загрязнение через персонал и оборудование. Забойные и перерабатывающие помещения должны предназначаться только для забоя Халяль и переработки Халяль продукции.»
В Индонезийском стандарте мы можем встретить более конкретные требования:
- «Расположение цеха по убою скота должно быть отдельным от цеха (фермы) по убою свиней. То есть цех не должен быть расположен в одном помещении и не примыкать к цеху по убою свиней. Цех имеет минимальное расстояние в 5 км от свинофермы. В цехе убоя скота также нет перекрестных загрязнений между Халяльным цехом по убою скота и цехом (фермой) по убою свиней».
Поэтому важно еще на стадии выбора стандарта, по которому будет проходить внедрение Халяль на производстве, знать и понимать требования, дабы не столкнуться со сложностями на этапе сертификации.
Екатерина Куц.
Специалист по сертификации.