Техническое нормирование, стандартизация, оценка соответствия и аккредитация: законы

Вступили в силу новые законы в области технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия и аккредитации

24178
Обновлено: 26.10.2024
1011163551.jpg

30 июля 2017 года вступили в силу новые законы в области технического нормирования и стандартизации, касающиеся оценки соответствия продукции и аккредитации. Речь идет о Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» (новая редакция) и Законе Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», принятых 24 октября 2016 г.

Кратко характеризуя новую редакцию закона «О техническом нормировании и стандартизации», следует отметить, что он претерпел существенную трансформацию в части понятийного аппарата.

В законе четко установлены категории технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь (ТНПА) и их юридическая сила.

Помимо технических регламентов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики (ТКП), государственных стандартов, технических условий и стандартов организаций, к ним теперь относятся и общегосударственные классификаторы. Особенностью всех перечисленных категорий документов является то, что они принимаются уполномоченными органами или юридическими лицами Республики Беларусь.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также иные документы в сфере технического нормирования и стандартизации (Директивы, Решения, своды правил, правила и т.д.) – это документы в области нормативно-технической документации, не являющиеся ТНПА Республики Беларусь.

Технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС) – это самостоятельные источники правового регулирования отношений в сфере технического нормирования и стандартизации на территории Республики Беларусь. Они составляют право ЕАЭС и не требуют имплементации в национальное законодательство, выполнения дополнительных процедур по их введению. Эти документы обязательны, действуют в нашей стране, как и в других государствах-членах ЕАЭС, напрямую, без изъятий.

В части применения обязательными, как и прежде, являются технические регламенты Республики Беларусь и добавлены общегосударственные классификаторы.

Ко всем другим категориям ТНПА применяется принцип добровольности в качестве общего правила. Установлено только несколько конкретных случаев, когда они становятся обязательными.

Следует подчеркнуть, что новая редакция закона существенно ограничивает круг вопросов, регулируемых ТКП, не допуская включения в них требований, касающихся осуществления административных процедур, подменяющих нормативные правовые акты, устанавливающие общеобязательные правила. ТКП разрабатываются только в целях реализации требований технических регламентов Республики Беларусь и (или) упорядочения процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации продукции или выполнения работ, оказания услуг.

Что касается закона «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (взамен действующего Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»), то в нем устанавливается, что обязательному подтверждению соответствия продукция, услуга, компетентность персонала могут подлежать при наличии следующих оснований: на них действуют технические регламенты, в которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, либо обязательное подтверждение соответствия введено с целью принятия оперативных мер регулирования.

Новый закон существенно расширяет круг документов, на соответствие которым может проводиться оценка соответствия. Кроме технических регламентов и государственных стандартов, ими могут быть технические условия, международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также внешнеторговые договоры. Такой подход позволяет расширить правовое поле для добровольной сертификации, содействия экспортным поставкам отечественной продукции.

С учетом норм Договора о ЕАЭС, технические регламенты ЕАЭС к таким формам оценки соответствия, как сертификация и декларирование соответствия, добавлены испытания, которые могут быть применяться как самостоятельно, так и в составе сертификации или декларирования соответствия.

Закон детализирует формы и процедуры оценки соответствия, а также права и обязанности субъектов.

Аккредитация органов по оценке соответствия выделена из состава оценки соответствия, и этой деятельности посвящена самостоятельная глава, которая отличается от соответствующей главы действующего закона как по объему, так и по содержанию нормативных предписаний.

Важно отметить, что новый закон сокращает ряд административных процедур (приостановление и возобновление действия сертификата соответствия, сертификата компетентности и аттестата аккредитации по инициативе заинтересованного субъекта, а также продление срока действия этих документов).

Для обеспечения перехода на новую законодательную основу в сфере технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия и аккредитации разработан целый ряд проектов нормативных правовых актов, которые либо являются новыми, либо вносят изменения в уже действующие. Часть из них уже принята, остальные находятся на завершающих стадиях согласования. Наиболее сложным и продолжительным будет пересмотр ТКП, а это свыше 1160 документов, утвержденных различными республиканскими органами госуправления.

Вверх