Вопрос задает: Илья
Добрый день! Подскажите, если я хочу продавать автозапчасти, которые уже были в эксплуатации, то нужно ли их сертифицировать по ТР ТС 018/2011? Или требования распространяются только на новые детали?
Смотреть ответ
Нормативно-правовой акт, регулирующий транспортную безопасность при эксплуатации колесных транспортных средств, действует с 01.01.2015. Требованиями, прописанными в документе, определяется необходимость проведения оценки соответствия. Данная процедура должна предшествовать запуску производства, ввозу и реализации средств передвижения или запчастей на территории ЕАЭС. В обязательном порядке ее проходят производители, импортеры и продавцы товаров рассматриваемого вида. Физические лица получают СБКТС для проведения таможенного оформления и постановки ТС на регистрационный учет.
Требования нормативно-правового акта 018/2011 распространяются на такие виды транспорта:
Действие техрегламента не распространяется на следующие колесные транспортные средства:
Перечень документов, подтверждающих соблюдение требований технического регламента, представлен:
Возможности с декларацией (сертификатом) относительно колесного транспорта:
Гарантия качества колесной продукции для потребителя:
ТР «О безопасности колесных транспортных средств» действует в Таможенном союзе с 2015 года. Без документов о соответствии его требованиям определенные виды транспорта нельзя ввозить и/или распространять в странах-участницах союза. После введения в действие данного ТР ТС аналогичные регламентирующие документы Национальных систем утратили свою силу.
Для таких объектов документы о соответствии отличаются разнообразием. Если по регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 можно получить только сертификат либо декларацию, то техническим регламентом ТР ТС 018/2011 предусмотрено следующее:
Все эти документы, в том числе сертификат ТР ТС 018/2011, подтверждают, что объект отвечает нормам и требованиям безопасности, а также прошел все необходимые процедуры и может выпускаться в обращение на территории союзных государств. При этом для оформления разных видов документов созданы отдельные схемы и методики испытаний. К примеру, для одобрения типа специалисты центра по сертификации оформляют заключение, которое подается в уполномоченный орган. По его решению выдают документы из списка выше, потом ставят специальные знаки на транспорте (табличках, компонентах и т. д.). И только после этого окончательно соответствие считается подтвержденным.
Согласно техническому регламенту ТР ТС 018/2011 заявителем процедур подтверждения соответствия может быть сам изготовитель, если он зарегистрирован в Таможенном союзе, либо его уполномоченное по закону лицо. Для производителей-нерезидентов ТС необходимо найти официального представителя в каждом государстве союза. В этом случае у них будет равная ответственность.
Для проведения выше обозначенных процедур заявитель должен обратиться в аккредитованный центр, который имеет право работать с колесными транспортными средствами. Также для испытаний необходимо сотрудничество с лабораториями, имеющими все разрешительные документы в этой сфере.
«Стандарт качества» объединяет в себе аккредитованный центр по сертификации и испытательные лаборатории. Наш опыт позволяет оформить все необходимые документы в короткие сроки без лишних затрат и усилий. Гарантируем информационное сопровождение на всех этапах процедуры и профессиональную помощь. Не знаете, как и где получить сертификат ТР ТС 018/2011? Звоните в «Стандарт качества» по телефону +375 29 630 52 83 и получите бесплатную консультацию. Работаем по всей Беларуси и Таможенному союзу!
Сертификация автозапчастей в РБ проводится в соответствии с техническим регламентом ТР ТС 018/2011. Он, как и другие подобные документы, обязателен для применения на территории Таможенного союза. Поэтому автозапчасти необходимо сертифицировать либо получить на них декларацию, выбор зависит от особенностей продукции. Целью этих процедур является подтверждение качества автозапчастей, а также их безопасности в эксплуатации.
В указанном техническом регламенте содержится вся основная информация о типах компонентов, схемах сертификации и особенностях ее проведения. Однако перечислить все автозапчасти, которые подлежат сертификации, практически невозможно, учитывая их разнообразие и постоянное развитие этой производственной отрасли. Поэтому проще перечислить ту продукцию, для которой прохождение процедуры необязательно. К ним относятся автозапчасти для транспортных средств следующего типа:
Если автозапчасти предназначены для транспортных средств именно с такими характеристиками и назначением, то обязательная сертификация для них не нужна. Также процедуру не проводят в отношении компонентов, поступающих для производства цельной продукции, бывших в употреблении и восстановленных (исключение — шины). Можно пройти добровольную сертификацию, если есть в этом необходимость. Например, чтобы убедиться в безопасности продукции или повысить свою репутацию как производителя, поставщика. Остальные компоненты, влияющие на безопасность транспортного средства, подлежат сертификации.
Важно: Согласно ТР ТС 018/2011 транспортные части и компоненты к ним делятся на группы по параметрам. Это влияет на способ подтверждения соответствия и требования к ним.
Подать заявку на сертификацию либо декларирование имеют право производитель или его уполномоченное лицо. Такие же права есть у импортеров, оптовых складов. Кстати, для них не требуются дополнительные доверенности, достаточно договоров о купле-продаже, накладных и другой документации, подтверждающей сделку. Есть ограничения для физических лиц — они могут только подать заявку на сертификацию автозапчастей.
Проводить данную процедуру имеют право аккредитованные органы подтверждения соответствия. Они же и регистрируют декларации. Испытания проводят аккредитованные лаборатории, выдающие протоколы, как одно из доказательств безопасности и качества продукции. Общие этапы процедуры сертификации сменных (запасных) частей для автомобилей:
Срок проведения зависит от параметров автозапчастей и особенностей процедуры, например, схемы. Для испытаний отбирают образцы. Протоколы, ТУ, паспорта и прочие документы после их оформления необходимо хранить в течение нескольких лет. Потом это поможет при получении дубликата сертификата либо при последующих процедурах. После успешного прохождения всех этапов на компоненты транспортных средств наносится специальная маркировка.
Важно: Иногда есть необходимость в производственном контроле. В этом случае может пригодиться сертификат на основные системы менеджмента качества предприятия.
Образцы должны быть типовыми, то есть их конструкция и состав соответствуют остальной продукции из партии (серии). Их количество зависит от установленных правил и стандартов в зависимости от типа. Отбор производят представители лаборатории, органа по сертификации в присутствии уполномоченного лица от заявителя. Обязательно проводится идентификация образцов и составляется акт. Отбирают случайные компоненты из общей массы.
В сравнении с другими техническими регламентами ТР ТС 018/2011 содержит больше критериев для определения объектов сертификации. В частности, необходимо определять тип транспортного средства, что влияет и на идентификацию запчастей для него при таможенном оформлении. Регламент содержит огромные списки компонентов, попадающие под требования о сертификации либо декларировании, но проще отметить те, которые не входят в них. Автозапчасти не подлежат подтверждению соответствия, если они предназначены для следующих транспортных средств:
Процедура проходит либо в форме сертификации, либо в форме декларирования. Для подтверждения соответствия используют не только указанный выше технический регламент, но и дополнительные Правила ЕЭК ООН в зависимости от типа компонента. Последний показатель влияет и на срок действия выданного органом подтверждения соответствия сертификата. При сертификации автозапчастей в РБ, поставляемых по госзаказу (для аварийно-спасательных работ, оборонных нужд), могут быть введены другие требования.
Важно: если запчасти уже не производят, а сертификацию провести нужно, то необходимо использовать старые правила, действовавшие на момент прекращения производства.
"безопасность транспортного средства" - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
"документ, идентифицирующий транспортное средство (шасси)" - документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента;
"категория транспортного средства" - классификационная характеристика транспортного средства, применяемая в целях установления в настоящем техническом регламенте требований;
"компоненты транспортного средства" - составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации;
«одобрение типа транспортного средства" - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
"одобрение типа шасси" - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение шасси, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
"сертификационные испытания" - испытания репрезентативного образца (образцов) транспортного средства или компонента транспортного средства, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям настоящего технического регламента типа транспортного средства или типа компонента транспортного средства, объединяющего модификации, включенные в техническое описание, представляемое заявителем при проведении сертификационных испытаний;
"свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства" - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента;
"транспортное средство" - устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
"шасси" - устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства;
Какие же документы нужны для легального ввоза и продажи продукции на территории ТС?
Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются:
Сертификация соответствия может проводится по схемам 1с, 2с, 3с, 9с, 10с, 11с
Описание схем обязательной сертификации и рекомендации по их применению
Схема 1с применяется для серийно выпускаемой продукции, реальный объем выборки которой не позволяет органу по сертификации в течение срока действия сертификата соответствия проводить объективную оценку возможности изготовителя обеспечить постоянство выпуска продукции с уровнем показателей, подтвержденных при сертификационных испытаниях. Схема 1с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента; проведение органом по сертификации анализа состояния производства; обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; инспекционный контроль сертифицированной продукции органом по сертификации.
Схема 2с применяется для серийно выпускаемой продукции как предпочтительная и в наибольшей степени отвечающая задачам обеспечения безопасности продукции и стабильности ее показателей при производстве. Схема 2с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента; сертификация системы менеджмента качества изготовителя; анализ результатов испытаний и сертификации системы менеджмента качества изготовителя и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; инспекционный контроль сертифицированной продукции и системы менеджмента качества изготовителя органом (органами) по сертификации.
Схема 3с применяется для партии отечественной и импортной продукции, не имеющей сертификата соответствия на систему менеджмента качества изготовителя. Схема 3с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента; анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия на партию продукции; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Схема 9с применяется для партии продукции ограниченного объема, поставляемой от иностранного изготовителя. Схема 9с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации, в состав которой в обязательном порядке включаются доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента: сведения о проведенных исследованиях, протоколы испытаний, проведенных изготовителем или аккредитованной испытательной лабораторией, другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; анализ технической документации, представленной заявителем; оформление заключения по результатам анализа технической документации и выдача заявителю сертификата соответствия на партию продукции ограниченного объема; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Схема 10с применяется для серийно выпускаемой продукции, когда орган по сертификации не располагает в достаточной степени достоверной информацией о возможности изготовителя в течение срока действия сертификата соответствия, обеспечить постоянство выпуска продукции с уровнем показателей, подтвержденных при испытаниях. При применении указанной схемы сертификат соответствия выдается на один год. Схема 10с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента; проведение органом по сертификации анализа состояния производства; обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Схема 11с применяется для серийно выпускаемой продукции, реальный объем выборки которой позволяет органу по сертификации в течение срока действия сертификата соответствия проводить объективную оценку возможности изготовителя обеспечить постоянство выпуска продукции с уровнем показателей, подтвержденных при сертификационных испытаниях. Схема 11с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента; анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; инспекционный контроль сертифицированной продукции органом по сертификации.
Группа компаний «Стандарт Качества» поможет Вам получить сертификат в максимально сжатые сроки - до 2 недель.Заявителем при сертификации может быть только резидент Таможенного союза!
В случае если и заявитель, и изготовитель - физические или юридические лица, которые не являются резидентами одного из государств - члена Таможенного союза, они не вправе осуществлять сертификацию соответствия, но имеют право подать заявку на проведение обязательной сертификации сменных (запасных) частей.
Для проведения обязательной сертификации заявитель может представлять по согласованию в орган по сертификации:
Заявитель, не являющийся изготовителем продукции, представляет также письмо изготовителя в орган по сертификации, подтверждающее:
Добрый день! Подскажите, если я хочу продавать автозапчасти, которые уже были в эксплуатации, то нужно ли их сертифицировать по ТР ТС 018/2011? Или требования распространяются только на новые детали?
Смотреть ответЗдравствуйте! Хотелось бы уточнить, влияет ли ТР ТС 018/2011 на импортные автомобили, и требуется ли дополнительная сертификация для запчастей, ввозимых из-за рубежа?
Смотреть ответ