Содержание
- Типы сертификатов и стандарты для грузоперевозок.
- «Рискованный» транспорт.
- Сертификаты отражают потребности грузоотправителей.
- Как проверяют обеспечение безопасности грузов: от политики до телематики.
- «Должна существовать какая-то химия между грузоотправителем и перевозчиком».
- Сертификат необходим при подписании контракта.
Многие перевозчики признают, что перед подписанием контракта грузоотправители задают «стандартный вопрос» о типе имеющихся у них сертификатов, которые подтверждают обеспечение безопасности грузов. Например, IKEA требует ISO 28000, а также Pilkington, один из крупнейших в мире производителей стекла, уделяет внимание этому типу маркировки.
Существует более десятка сертификатов по стандартам перевозок, связанных с транспортной отраслью. Некоторые из них относятся к узкой специализированной деятельности, например к Системе управления безопасностью пищевых продуктов (безопасность пищевых продуктов), Надлежащей практике распределения (безопасность медицинских изделий и лекарств) или Оценке безопасности и качества для устойчивости (транспортировка химических продуктов). Другие оценивают состояние и надежность перевозчиков. Они включают в себя: ISO 28000, TAPA TSR или последнюю версию с одним TCC Elite, SQAS (безопасность перевозок химических веществ). Среди популярных требований можно отметить FSSC 22000, соответствие которому подчеркивает надежность логистики в области пищевых продуктов.
«Рискованный» транспорт
Многие сертификаты, оценивающие доверие к перевозчикам, ориентированы на безопасность поставок во всей цепочке этих процессов, в которую также входят конечные субподрядчики, о существовании которых грузоотправителю зачастую неизвестно. Как это возможно?
Чаще всего они используют услуги, предоставляемые оператором логистики, который, в свою очередь, использует три типа перевозчиков:
- договорные;
- регулярно работающие на оператора, например на определенных маршрутах;
- тип «спот», например на транспортных рынках.
К сожалению, очень часто проверка подрядчиков «точечного» типа затруднительна, иногда поверхностна, поскольку она обычно выполняется быстро при получении неожиданного заказа. Иногда даже перевозчики, которые подписали более крупные контракты с грузоотправителем, самостоятельно ищут субподрядчиков. И это создает риск и потенциально снижает безопасность транспортировки грузов. Случается, что компания, расположенная в самом конце цепочки поставок, имеет очень плохую политику ответственности перед третьими лицами и не использует телематическую систему. Это означает негерметичную цепочку поставок.
Сертификаты отражают потребности грузоотправителей
Сертификаты должны свидетельствовать о качестве и надежности перевозчика. Чаще всего, чтобы получить их, вам необходимо пройти аудит или процедуру, которая проверяет, соответствует ли компания всем требованиям и стандартам сертификации. Если есть оговорки — перевозчик должен исправить все процессы, которые не работают так, как требуется. Только при соблюдении условий вы можете получить сертификат, такой как ISO 9001, подтверждающий стабильность процессов управления качеством.
О каких требованиях безопасности при перевозке мы говорим? В общем, речь идет о проверке документации и процедур, в соответствии с которыми работает перевозчик. Иногда, в случае конкретных сертификатов, это включает в себя очень подробные решения, например, использование телематики.
Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. На примере применения технологии в транспорте телематика — это система удаленного контроля состояния автомобиля. Этакий «наследник» противоугонных технологий, решивший пойти дальше. Она используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком. Кроме того, телематика может стать значительным подспорьем для внедрения стандартов, таких как ТР ТС 010 для повышения контроля и безопасности.
Как проверяют обеспечение безопасности грузов: от политики до телематики
На вопрос об опыте работы с перевозчиками специалисты признают, что некоторые недостатки затрудняют ведение бизнеса.
До сих пор у нас не было проблем со страховкой, ни с лицензиями, ни с ответственностью перевозчиков перед третьими лицами. Также хорошее состояние парка компаний, особенно тех, которые предоставляют услуги на международном рынке.
Вот почему так важно, например, проверить, использует ли компания телематику, как было упомянуто ранее. Но это не единственное требование безопасности при перевозках. Сертифицирующие компании тщательно изучают контракты между перевозчиками и грузоотправителями, проверяя, действительно ли транспорт соответствует требуемым стандартам и не подвергается ли опасности.
«Должна существовать какая-то химия между грузоотправителем и перевозчиком»
Некоторые операторы имеют несколько сертификатов по стандартам перевозок, которые дополняют друг друга или позволяют работать с клиентами из разных отраслей.
Они дают нам большую гибкость и широкий спектр возможностей, связанных с перевозкой конкретных грузов для широкого спектра поддерживаемых отраслей. Например, внедренный SQAS — это информация для химических компаний, что в качестве логистического получателя логистики мы соблюдаем международные стандарты безопасности, что позволяет минимизировать риск выбора поставщика и создать честное партнерство. Должна появиться своего рода «химия» между химической компанией и транспортной компанией. Его составляющими являются экспертиза, понимание опасности, ответственность и доверие.
Все чаще случается так, что грузоотправителям требуются сертификаты от перевозчиков, с которыми они должны сотрудничать. Например, организация запросила всех деловых партнеров, которые участвуют в международных потоках, и подписала с ними действующий рамочный контракт для сертификации в рамках одной из следующих программ:
- C-TPAT — Таможенно-торговое партнерство против терроризма (коммерческое партнерство против терроризма — только для компаний, которые предоставляют услуги в США);
- AEO (Авторизованный Экономический Оператор) — означает увеличение безопасности обмена товаром с партнерами за пределами Европейского Союза;
- ISO 28000 (спецификация систем управления безопасностью для цепочки поставок) — организации различного масштаба могут применять стандарт на поставку цепей различной степени сложности.
Сертификат необходим при подписании контракта
Похоже, что знание сертификатов в отрасли все еще находится на среднем уровне. Это может быть подтверждено тем фактом, что, например, вышеупомянутый стандарт безопасности поставок ISO 28000 в пять раз менее распространен в Польше, чем в Германии, даже если он создан для транспортной отрасли, которая очень сильна в этой стране.
«К счастью, это меняется, потому что растет осведомленность о существующих стандартах, особенно среди грузоотправителей, и они по-прежнему оказывают наибольшее влияние на перевозчика. Если заказчик навязывает перевозчику требование обладания стандартом, например под страхом потери контракта, перевозчик в большинстве случаев сделает все, чтобы получить такой сертификат. Сейчас мы видим большой интерес к ISO 28000, так как организации начали требовать стандарт от своих субподрядчиков».
Позитивные изменения в сфере безопасности транспортировки грузов подтверждаются самим отправителем. «Вводя сертификаты, такие как TAPA уровня «A»FSR или ISO 28000, мы намеревались уделять особое внимание безопасности хранимых и распространяемых материалов по всей цепочке поставок».
В соответствии с Incoterms (Правила международной торговли, относящиеся к условиям продажи — прим. ред.), организация будет нести ответственность также за весь поток в цепочке поставок (от качества до времени доставки). И поэтому вопрос погрузки и доставки до двери клиента также является ответственностью перевозчика. Познакомившись с процедурой ISO, в частности 28000, организации понимают, как контролировать процессы, а не только транспортировать, и как выбирать носителей и контролировать их, например с помощью внутреннего аудита.