Содержание:
- Зачем управлять качеством.
- Преимущества СМК на предприятии.
- Как осуществить управление.
- Основная документация.
- Принципы системы менеджмента качества ИСО.
- Эффективная СМК на предприятии со «Стандартом качества».
Управление качеством заключается не только в поддержании определенных характеристик продукции на нужном уровне, но и в организации процессов, связанных с производством и его обеспечением. Современные наработки и практика позволяют создать мощные инструменты для формирования правильного подхода к функционированию практически любого предприятия. В мировом сообществе давно признаны действующими в реальной жизни принципы и методы систем менеджмента качества ИСО (ISO).
Для справки: Стандарты серии ISO 9000 — регламентирующие документы добровольного применения для построения СМК в различных сферах деятельности. Впервые были разработаны в 1987 году Международной организации по стандартизации. Создатели руководствуются принципом постоянного улучшения и периодически обновляют стандарты в соответствии с современными тенденциями.
Преимущества СМК на предприятии
Построенная и работающая СМК ИСО 9001 на предприятии в большинстве случаев позволяет добиться положительных результатов в различных направлениях. При грамотном управлении можно получить следующие бонусы:
- Упорядоченность процессов и документации.
- Повышение лояльности потребителей.
- Постоянное улучшение качества процессов и продукции.
- Рост сознательности и квалификации персонала.
Высока вероятность увеличения финансовой прибыли за счет лояльности потребителей, выхода на новые рынки, так как многие сертифицированные компании предпочитают работать с такими же поставщиками/партнерами.
Как осуществить управление
Несмотря на универсальность стандартов и их требований при построении и внедрении СМК всегда необходимо учитывать потребности и особенности каждого предприятия. Иначе система может плохо функционировать. Как же определить, что нужно для нее? В первую очередь, важно знать о потребителях (не только конечные покупатели, но и партнеры, персонал).
То есть необходимо постоянно иметь связь с потребителями и непрерывно улучшать СМК и связанные с ней процессы, объекты. Для этого на предприятии выполняют следующие действия:
- Определяются с ответственными за построение и внедрение лицами.
- Выделяют процессы, которые будут регулироваться СМК.
- Создают документацию.
Это обобщенный подход для начального этапа, дополнительно задействуют персонал для создания документации, различных подсистем (документооборот, обучение сотрудников и т. д.). Каждый случай индивидуален, поэтому тщательная разработка требует большого количества времени и других ресурсов, если заниматься этим самостоятельно без наработок и опытного специалиста.
Существуют и интегрированные СМК из нескольких систем. Соединять их можно постепенно, что удобно для крупных или стремительно развивающихся компаний.
Основная документация
Вопрос документирования очень важен — в состав системы менеджмента качества должны входить определенные ее виды. Однако сегодня стандарты допускают создание записей не только в бумажном виде, но и в другом удобном с соблюдением основных требований. Чаще всего для предприятий набор документов такой:
- Политика;
- Руководство по качеству;
- инструкции;
- различные стандарты и подобные им документы.
В документации по СМК обязательно должна быть прослеживаемость, чтобы можно было идентифицировать привязанные к ней объекты. В решении этого вопроса поможет система обозначений из подходящих символов.
Важно: Краткость приветствуется в записях и другой документации, главное — отобразить суть.
Принципы системы менеджмента качества
Стандарты ИСО меняются, но концепция остается прежней. Основополагающих моментов несколько:
- Потребители — учет требований к продукции является главным «двигателем» системы.
- Руководство — без поддержки и заинтересованности высшего звена внедрение и функционирование СМК всегда затруднено.
- Персонал — обучение, повышение сознательности приведет к слаженным процессам и ответственному подходу.
- Процессы — с точки зрения СМК, деятельность или отдельные ее виды на предприятии рассматривают в виде процессов.
- Системность — определение взаимосвязей процессов и объектов необходимо для результативности СМК.
- Улучшение — постоянное совершенствование процессов, продукции и т. д. лежит в основе СМК.
- Факты — для принятия решений руководствуются фактическими данными и проведенным анализом.
- Отношения с поставщиками — выгода должна быть обоюдной, как и стремление к этому.
Важно понимать, что соблюдение этих принципов не гарантирует высокое качество продукции, но показывает потребителям желание достичь этого и постоянную работу предприятия над улучшением данного критерия.
Эффективная СМК на предприятии со «Стандартом качества»
«Стандарт качества» уже помог многим предприятиям построить и внедрить СМК на основе стандартов ИСО. Мы поможем на всех этапах и сохраним ваши ресурсы, ведь самостоятельная разработка обычно приводит к ошибкам и потере времени, финансов. Уточните состав системы менеджмента качества для вашего предприятия по телефону: +375 29 630 52 83.